Все родители хотят, чтобы у них родился здоровый малыш, чтобы ребенок нормально развивался и из него в дальнейшем вырос и духовно, и физически полноценный человек. Кому не хочется видеть своего ребенка жизнерадостным, полным сил, улыбающимся! С полным правом можно сказать, что улыбка — это флаг здорового ребенка. Но иногда дети рождаются слабыми, плохо развиваются, часто болеют. «Наверное, виновата наследственность», — сетуют в таких случаях родители. Мол, ничего не поделаешь — наследственность как судьба, никуда от нее не денешься.
Конечно, некоторые заболевания могут передаваться детям по наследству. Но, как показали работы сотрудников Института педиатрии Академии медицинских наук СССР, существует целый ряд болезней, которые нельзя назвать наследственными. Хотя их возникновение зависит от состояния здоровья матери и отца и от условий внутриутробного развития ребенка.
Ответственность за работу всех внутренних органов и систем организма несет мозг. Как неисправность в работе пульта управления любым сложным процессом ведет к нарушению этого процесса, так и любое нарушение в работе мозга неизбежно сказывается на состоянии всего организма ребенка.
Во внутриутробном состоянии мозг ребенка развивается под присмотром «двух нянек». Наследственная информация как бы говорит развивающемуся мозгу, каким он должен быть, а материнский организм вынуждает его приспосабливаться к конкретным условиям, независимо от того, полезны они или вредны.
Эти «приказы» начинают поступать в нервную систему будущего ребенка уже в первые месяцы беременности. Различные движения плода, сокращение его сердца, движения будущей мамы, разнообразные химические вещества в ее крови и околоплодной жидкости, информация обо всем этом в виде нервных импульсов поступает к соответствующим нервным клеткам головного мозга ребенка, влияя на их развитие.
Принято считать, что ведущую роль в деятельности мозга играет нервная клетка. Как в большом симфоническом оркестре из звуков различных инструментов по мановению дирижера рождается музыка, так и из переплетения физических, химических и биологических процессов в нейронах возникает нервная деятельность. Для того чтобы «музыка» этих процессов не нарушалась, клеткам мозга необходим постоянный приток питания и отток шлаков.
В самый ранний период развития мозга ребенка поставка строительных и питательных веществ и вымывание шлаков происходит с помощью околоплодной жидкости и ликвора (жидкости, заполняющей полости спинного и головного мозга). Затем в работу постепенно начинает включаться развивающаяся кровеносная система плода. Сосуды с поверхности мозга прорастают в глубь мозгового вещества и разветвляются там на мельчайшие капилляры.
В дальнейшем эти капилляры следят за состоянием нейронов, и если последние уже включились в напряженную работу мозга и нуждаются в добавке питания, то капиллярная сеть начинает разрастаться вокруг таких нейронов более плотно, осуществляя принцип снабжения по труду. Если же нервные клетки малоактивны, то и питание они получают по сокращенной диете.
Так вот, для того чтобы понять, почему нарушается развитие мозга и других тканей организма во внутриутробном периоде и что нужно делать, чтобы нарушений не было или, уж если они есть, как их лечить, ученые и изучают принципы развития нервной системы, размножение нервных клеток, формирование отделов мозга, кровеносной системы, взаимодействие нейронов с капиллярами и т. п.
Раньше считали, что отклонения в развитии нервной системы ребенка возникают либо в результате нарушений наследственного аппарата родителей, либо после перенесенных ребенком воспалений мозга и мозговых оболочек, либо вследствие полученных во время родов травм. Конечно, все это имеет значение. Но в большинстве случаев причины тех или иных нарушений в развитии ребенка кроются в ином.
Вот один из примеров. Женщина заболела тяжелым воспалением печени и желчного пузыря. Болезнь часто обострялась, но женщина не всегда обращалась к врачу, не доводила лечение до конца. Когда же несколько лет спустя она стала ждать ребенка, обострения наступили во время беременности. Токсические (ядовитые) вещества из организма матери поступали в околоплодную жидкость. Их пагубное действие воспринял мозг будущего ребенка. В результате у ребенка наблюдались нарушения слуха и деятельности вестибулярного аппарата, он медленно развивался физически.
Другой пример. У детей, матери которых страдали во время беременности резким снижением функций щитовидной железы, обычно понижена функция этой железы, иногда же задерживается и умственное развитие. Вирус краснухи, проникший в организм матери, может поразить глаза, органы слуха.
Разумеется, приведенными примерами мы не хотим запугивать будущих мам. Как правило, мы встречаемся с промежуточными, более слабо выраженными отклонениями.
Однако надо иметь в виду, что любые серьезные заболевания внутренних органов, особенно желез внутренней секреции у матери, могут повлиять на потомство. Знать это очень важно для того, чтобы заранее определить слабое место в организме будущего ребенка. И тогда можно вовремя помочь ему победить заболевание.
Многое в развитии будущего ребенка зависит от здоровья отца. Некоторые хронические заболевания и вредные внешние воздействия могут нарушить обмен веществ в мужской половой клетке, и это повлияет на здоровье ребенка. Особенно чувствительна половая клетка к действию алкоголя. Например, у здоровой матери от отца-алкоголика часто рождаются дети с дефектами умственного развития. Если отец страдает эндокринными заболеваниями, то у его детей обычно наблюдается неполноценность соответствующих эндокринных желез. Поэтому, чтобы избавить детей от таких «навязанных» им родителями заболеваний, надо стараться вылечить их или, по крайней мере, свести к минимуму у самих родителей. И начинать лечить надо, конечно, прежде, чем родители стали ожидать ребенка. Это тем более важно, что печение спохватившихся во время беременности мам не всегда оказывается безвредным для будущего ребенка.
Немало несчастий произошло в результате того, что беременные женщины по совету «знающих» знакомых принимали те или иные лекарственные препараты. Конечно, это не значит, что будущая мать не должна принимать никаких лекарств. Все дело в том, что их нельзя пить по собственному усмотрению, без указания врача. «Шведская служба здоровья», проанализировав причины рождения большого числа детей с пороками развития за 1960—1962 годы, показала, что в большинстве исследованных случаев женщины, дети которых имели нарушения развития нервной системы, пороки развития, уродство костного скелета, принимали без советов и контроля со стороны врача различные лекарства во время беременности.
Многие лекарства вредят плоду лишь в определенные периоды его развития. И в принципе для каждого лекарства можно установить те периоды в развитии плода, в которые это вещество может принести вред будущему ребенку. Многое о подобных свойствах лекарств, о том, когда они могут помочь больной матери, не повредив плод, врачам известно. Современная медицина располагает немалыми возможностями помочь будущей матери, если та не совсем здорова, а также свести до минимума некоторые врожденные отклонения в организме ребенка.
В отдельных случаях можно воздействовать и на сам мозг в процессе его формирования. Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности нервных клеток мало лишь снабжать их кислородом, питательными веществами и ограждать от ядов, болезнетворных микроорганизмов, вредящих лекарств. Нейронам необходима разнообразная информация, поступающая из внешней и внутренней среды организма. Если ее мало или нет совсем, нервные клетки и капилляры вокруг них чахнут. Вот вам пример. Нервные клетки сетчатки глаза новорожденных крольчат, десять недель проживших в темноте после рождения, содержат белковых веществ в два раза меньше, чем у крольчат, живших при обычном освещении.
Отсутствие световых раздражений пагубно сказывается на развитии не только глаза, но и последующих структур мозга, ответственных за зрение. У щенков и котят это приводит к значительному уменьшению (на 28 процентов) числа волокон в зрительном нерве по сравнению с их числом в нерве «работающего» глаза. Задерживается также развитие соответствующих внутренних отделов мозга и зрительной области коры — конечного звена зрительного анализатора. В итоге зрение животных резко ухудшается.
Но на развитие различных отделов мозга влияет не только полное перекрытие информации, идущей к этим нейронам, но и ее избыток. Существует определенный максимум раздражений, при котором соответствующие клетки мозга развиваются наилучшим образом. Следовательно, различными воздействиями на мозг можно «подбадривать» отстающие нервные образования. Например, для недоношенных детей и для детей с задержкой развития мозга, в частности вестибулярного аппарата, специалисты разработали такие «педагогические приемы», как всякого рода качели, качалки, вращения. Большую роль также играет лечебная гимнастика и массаж. В большинстве случаев специалисты рекомендуют применять их очень рано — со второго-третьего месяца жизни малыша.
Часто родители, отказывая себе, стараются обеспечить ребенку наилучшие условия жизни, много времени и сил тратят на лечение, готовы отдать очень многое, чтобы исправить недостатки в организме малыша. Но не лучше ли предотвратить эти недостатки? Для этого бывает достаточно задолго до рождения будущего человека позаботиться о своем собственном здоровье.
СССР, 1974 г.