Казалось бы, невозможно избавиться от вредных веществ, которыми «обогащают» атмосферу автомобильные двигатели с искровым зажиганием. Но, оказывается, есть все-таки такой способ — форкамерное зажигание. В бензиновом двигателе с форкамерным зажиганием происходит чудо: от сгоревшего топлива остаются лишь водяной пар и углекислый газ.
Представление об автомашине с бензиновым двигателем как о смердящем детище века перевернул доктор технических наук Л. Гусак из лаборатории НИИ химической физики АН СССР. Именно ему принадлежит идея и разработка двигателя с форкамерным зажиганием.
Что же представляет собой форкамера?
Это просто камера зажигания. Находится она рядом с рабочим цилиндром. Ее объем — несколько кубических сантиметров, то есть 2—3 процента от размера цилиндра. В этой камере сгорает небольшое количество того же топлива, на котором работает сам двигатель. А раскаленные остатки горения углерода и других веществ в нужный момент через специальное отверстие поступают в рабочий цилиндр.
Топливо при таком зажигании вспыхивает, словно костер, подожженный со всех сторон, одновременно всей массой. Форкамерное зажигание облегчает запуск двигателя в морозное время: множество искр гораздо быстрее воспламенит холодную смесь, чем одна электрическая.
Не требует форкамерное зажигание и дополнительного расхода топлива. Наоборот. Экономия горючего составляет 10 процентов. Значит, после каждой сотни километров остается несколько литров бензина.
Экономия достигается благодаря катализирующим веществам. Именно из-за них двигатель отлично работает на смеси, в которой топлива минимум (такая смесь называется обедненной).
Кроме того, катализатор повышает скорость горения до такой степени, что сгорают и те вещества, которые в виде дыма выбрасываются в атмосферу из двигателя с искровым зажиганием.
Катализирующие вещества в форкамере выделяются из того же топлива.
Форкамерным двигатель может работать на бензине любого качества.
Новый двигатель можно установить на существующих автомобилях отечественного производства.
Испытания форкамерного двигателя продолжаются. Пока машины с новым двигателем можно видеть лишь на заводских автодромах и испытательных трассах. Но, видимо, премьера форкамеры уже недалека.
СССР, 1974 г.