Недавно коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР одобрила и рекомендовала к внедрению в вузах страны типовую подсистему «Абитуриент», разработанную в Московском институте стали и сплавов.
Ныне в десятках вузов страны действуют автоматизированные информационные подсистемы «Абитуриент». Существует уже более десяти ее вариантов. Почему же отдано предпочтение варианту из МИСиСа?
Потому, что эта подсистема наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к «Абитуриенту», новым правилам приема в вузы. Она позволяет своевременно обеспечить приемную комиссию, руководство института и министерство необходимыми сведениями о поступающих, а также практически ликвидирует трудоемкую техническую работу членов приемной комиссии. Предусмотрены специальные меры, облегчающие и ускоряющие внедрение подсистемы в других вузах без каких-либо переделок математического обеспечения. При этом возможно организовать кустовое обслуживание нескольких вузов на одной ЭВМ «Минск-22» с использованием единого комплекса дополнительного оборудования и персонала информационно-диспетчерского центра.
Кстати, новые правила приема в вузы в известной степени были подготовлены исследованиями, проведенными в МИСиСе, МЭИ и МВТУ. Машина бесстрастно и твердо сделала вывод: наиболее глубоки знания у тех абитуриентов, которые не только набрали нужную сумму баллов на вступительных экзаменах, но и стабильно, успешно учились в школе. Так возник «конкурс аттестатов».
И тут уже бессильны что-либо изменить чьи-то частные симпатии и просьбы: ЭВМ не подвержена человеческим страстям.
...Улеглись экзаменационные хлопоты. Идет учеба. А в отделе технических разработок Московского института стали и сплавов не спадает напряжение. Здесь готовятся сделать новый шаг в автоматизации работы вузов.
Машину научили читать и писать. Сейчас работают над тем, чтобы научить ее разговаривать. Представьте себе такую картину. Только что закончились вступительные экзамены. Система быстро считает баллы, составляет списки счастливчиков. Но один конкретный абитуриент, допустим Петр К., не может ждать. Эти несколько часов для него невыносимы. И тогда он подходит к телефону, набирает номер и говорит: «Алло, это Петр К. Как мои дела?» Машина, услышав фамилию, через секунду отвечает: «Сочинение— 3, математика письменно — 4, устно — 4, физика — 3. Сумма 14 плюс 3,5 аттестат. Итого — 17,5. Нет».
Все ясно, нужно готовиться к следующей попытке.
Это не фантазия. Машине по плечу такая задача.
Особенно важно, что «Абитуриент» помогает проводить глубокий статистический анализ данных конкурса, сопоставлять оценки, полученные абитуриентами на вступительных экзаменах, с результатами их дальнейшей учебы. Тут на помощь приходит партнер «Абитуриента» — подсистема «Студент», созданная специалистами института.
Коллектив института готовит еще одну новинку — подсистему программированного контроля знаний с использованием ЭВМ. Ее особенность в том, что без использования каких-либо контролирующих устройств или машин можно проводить программированный опрос практически на всех видах занятий — на семинарах, коллоквиумах, лекциях. Ответы на вопросы и задачи студенты занесут на специальные карточки, которые затем будут обработаны ЭВМ. Она выявит типичные ошибки, проанализирует их и даже поставит оценки...
СССР, 1974 г.