Воздух большого города — проблема, которая все больше и больше волнует ученых.
Растет количество предприятий в городах, увеличивается поток автомобилей... Автомобиль — один из главных источников, загрязняющих воздух в городе.
Давно уже делались попытки отказаться от двигателя внутреннего сгорания, заменить его электрическим. Но они пока не увенчались полным успехом. Во-первых, потому, что нет достаточно энергоемкого, дешевого и удобного в эксплуатации аккумулятора. Во-вторых, электропривод сам по себе тяжел и сложен. Поэтому он находит применение в основном только на рельсовом транспорте.
И наконец, стоимость электроэнергии существенно выше стоимости химического топлива (кстати, на выработку электроэнергии главным образом опять же идет химическое топливо).
Вот почему даже оптимистически настроенные специалисты не верят в полную электрификацию транспорта в этом столетии. Но как же тогда разрубить этот гордиев узел? Где взять принципиально новые аккумулятор и двигатель?
А почему обязательно принципиально новый? Не подойдет ли для этой цели... старый? Маховичный двигатель? Теперь человечество настолько повысило свой научно-технический потенциал, что пресловутый маховик превратился в «сверхмаховик». Достаточно сказать, что уже сейчас можно создать «сверхмаховик» с удельной энергией, в 20 раз превышающей удельную энергию свинцовых аккумуляторов! И это еще не предел, поскольку исследование чудесных свойств «сверхмаховиков» находится на первой ступени своего развития.
Вот только одно из его преимуществ. «Сверхмаховик» запасает тот же вид энергии, что и расходует двигатель. И поэтому передача его требует минимальных затрат. Другое преимущество «сверхмаховика» — его гироскопическая природа, заключающаяся в способности быстро вращающегося тела сохранять постоянным направление своей главной оси вращения. А это позволит сделать автомобиль более устойчивым.
Но главные преимущества «сверхмаховика» все же в другом: в быстрой зарядке, осуществляемой всего за 10—15 минут, и в широком ассортименте топлива (начиная с углеводородного и кончая атомным).
Сами автомобили также преобразятся. Вес их намного снизится, а динамические качества и безопасность повысятся. Управление ими будет чрезвычайно простым и надежным.
Однако не следует полагать, что все препятствия на пути создания «сверхмаховика» устранены. Главное из них — создание сверхпрочного и в то же время легкого материала, от которого зависит «главный параметр» инерционного аккумулятора, — его удельная энергоемкость.
СССР, 1974 г.